Появлению театрального фестиваля национальной драматургии им. В.И.Дунина – Марцинкевича предшествовал праздник, посвящённый 190-летию со дня рождения этого необыкновенного человека, который одним из первых «выступил на ниве белорусской письменности, всей своей подвижнической деятельностью утверждая идею существования отечественной литературы на родном языке». В Бобруйске, который можно считать родиной Дунина-Марцинкевича (он родился в небольшом имении Понюшковичи под Бобруйском) собрались театроведы, критики, писатели, люди театра, чтобы достойно отметить своеобразный юбилей человека, который так сказал о себе: «Няхай, што хочуць гавораць, але ж гэта я першы паэзію нашага сялянскага люду апрануў у шаты народнай эстэтыкі, увёў на сцэну жыцця і пакінуў у шэрагу твораў айчыннага пісьменства, чым і ганаруся». Два главных театра Беларуси — Янки Купалы и Якуба Колоса- показали тогда «Идиллию» и «Залёты», а наш театр «Пинскую шляхту». Через год, в 1998 г, на базе нашего театра начал свою работу первый фестиваль национальной драматургии имени В. И. Дунина – Марцинкевича. Его организаторами выступили Министерство культуры РБ, Могилёвский областной исполнительный комитет, Бобруйский городской исполнительный комитет и Белорусский союз художественно-литературных критиков. Свои лучшие спектакли по пьесам отечественных авторов – А. Адамовича, А. Дударева, Е. Мировича, Е. Поповой, Д. Минчонка и В. Дунина – Марцинкевича – показали 6 белорусских театров. На фестиваль приехало много белорусских драматургов. Всем профессионалам, имеющим отношение к национальному театру, было о чём поговорить и поразмышлять. Следующий фестиваль В.И.Дунина – Марцинкевича состоялся в 2001г. и собрал уже 9 белорусских театров, представивших свои лучшие спектакли по пьесам отечественных авторов — А. Дударева, В. Бутромеева, С. Ковалёва, С. Бартоховой, Г. Марчука, Е. Поповой, Н. Рудковского. Фестиваль снова проводился на конкурсной основе. Третий фестиваль национальной драматургии было решено провести без конкурсной основы и в статусе международного. Это было в год 200-летия Дунина – Марцинкевича — 2008. Помимо белорусских, участниками фестиваля стали театры из Молдовы, Латвии, Украины и России. Причём, драматургия была представлена авторами разнообразными, здесь были В.Короткевич и Н.Коляда, Е.Попова и А.Мордань, А.Макаёнок и М.Горький, Г.Марчук и А.Островский, А. Асташонок и Л. Филатов, Я. Купала и А. Пушкин. На фестивале помимо обсуждения спектаклей много говорилось о том, каким всё – таки должен быть фестиваль национальной драматургии, о поиске его неповторимости, его лица. В 2011 г. фестиваль прошёл в четвёртый раз. Он собрал 12 театров – 9 белорусских и коллективы из Украины, Латвии и России. Как написала в своём обзоре фестивальной программы Т. Орлова: «Фестиваль не открыл ресурсов нашей молодой отечественной драматургии, которая попадает на Восток – в Россию, или на Запад – В Германию и Польшу». Были представлены известные авторы Г.Марчук, Ю.Сохарь, А.Дударев, С.Ковалёв, Е.Попова, К.Крапива, А.Курейчик. Новые имена прозвучали только на читках, где кроме пьес Д. Балыко и А. Курейчика были представлены пьесы Ю. Чернявской и Д. Богославского. По итогам фестиваля усилиями театра был издан сборник пьес молодых белорусских авторов. Пятый фестиваль национальной драматургии проходил в Бобруйске в 2015 году. 9 театров показали 10 спектаклей. Лучшим был признан спектакль в постановке В. Барковского «Пинская шляхта» В. Дунина — Марцинкевича. Чрезвычайно интересным оказалось участие в работе фестивале Центра белорусской драматургии (рук. – А. Марченко) и Центра экспериментальной режиссуры (рук. – Т.Троянович). Были представлены пьесы белорусских авторов совершенно нового современного направления в виде театрализованных читок, вызвавшие большой интерес и множество бурных разговоров (авторы – П.Рассолько, М.Дасько, Н.Слащёва, К.Стешик). Шестой фестиваль проходил в Бобруйске в 2017 году. 6 дней длился праздник театрального искусства, в котором приняли участие 10 театров, а также драматурги, театроведы, критики и, конечно же, дорогие наши зрители.
В седьмой раз Республиканский фестиваль национальной драматургии прошел в городе Бобруйске с 1 по 6 ноября. К участию были приглашены профессиональные театральные коллективы, в том числе и зарубежные.
Уникальность фестиваля в том, что его программа состояла только из спектаклей исключительно по произведениям белорусских драматургов. В конкурсе приняли участие 12 спектаклей из 11 театров. Спектакли были представлены в конкурсной программе «Спектакль театра драмы».
Традиционно программа фестиваля включила в себя творческую лабораторию – читки пьес, лекции и презентации – при поддержке Центра белорусской драматургии и Центра экспериментальной режиссуры.
Творческая лаборатория способствует поиску новых молодых талантливых авторов в разных жанрах театрального искусства, разработке и совершенствованию новых драматургических направлений, популяризации произведений белорусских драматургов в стране и за ее пределами, привлечению внимания к творчеству отечественных авторов, расширению репертуарной палитры молодых исполнителей.
В необходимости фестиваля национальной драматургии, которая всё больше завоёвывает зрителей за пределами республики, убеждены все, имеющие отношение к миру театра, поэтому с нетерпением ждём следующего фестиваля.
В 2022 году Республиканский фестиваль национальной драматургии им.В.И.Дунина-Марцинкевича был организован в восьмой раз. Спектакли по пьесам белорусских драматургов, классиков и современников, представили 11 театров из Минска, Молодечно, Витебска, Гомеля, Бреста, Могилёва и Бобруйска. Программа фестиваля была посвящена Году исторической памяти и состояла из нескольких тематических блоков: военно-патриотический, историко-национальный, современная проблематика. Работа творческой лаборатории «Актуализация классики. Перечитывая заново» при участии Белорусской государственной академии искусств была посвящена сборнику рассказов Яна Борщевского «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». Дополнили программу фестиваля мастер-классы, лекции, обмен впечатлениями, обсуждения в пресс-центре. Фестиваль состоялся в том образе, к которому стремились организаторы.